Нужен ли режим ребёнку и как его установить (The No-cry Sleep Solution)

Алис уже 5 месяцев, а я только сейчас задумалась о необходимости режима для ребёнка и способах установления режима. О режиме обычно начинают думать в том случае, когда есть ряд таких проблем, как:
  • Трудно уложить ребёнка спать.
  • Ребёнок засыпает только если мама накормит его, даст соску, будет долго укачивать.
  • Ребёнок часто просыпается по ночам.
  • Ребёнок спит короткими периодами.
Если честно, не могу сказать, что меня беспокоит одна из этих причин. Но мнение окружающих гласит, что ребёнок должен засыпать каждый день в одно и то же время. Более того, это самое время должно быть не позднее 21-22 часов вечера. Моя мама всегда укладывала меня спать в 21 час, но лишь однажды она упоминула, что  при этом я просыпалась в 12 чтобы поесть и потом иногда было трудно сразу заставить меня спать дальше. У нас в семье ситуация с режимом осложнена тем, что муж работает не по стандартному графику: уходит на работу в 11 часов и приходит в 20 часов. Поэтому, если Алис будет засыпать в 21 час, то папу она почти не будет видеть, а ведь именно он её купает и выписывает с ней всякие акробатические этюды. И как-то так само собой сложилось, что Алис у нас ложится спать около 12 часов ночи. Иногда бывало и позднее. С одной стороны, это позволяет нам побольше времени проводить вместе с папой, а с другой стороны не оставляет мне никакого времени на личные дела, которые можно было бы делать вечером после того, как ребёнок заснёт. А к 12 часам ночи я и сама уже устаю так, что о продолжении банкета не может быть и речи. В связи с этим я решила, что оптимальное время для начала ночного сна Алис - 23 часа. Несколько дней подряд я записывала всё в блокнот: во сколько мы встаём, сколько времени бодрствуем, во сколько снова засыпаем и так до самого вечера. Выяснилось, что наша 5-месячная девочка спит примерно 10 часов ночью, и 2 раза по 2 часа днём (иногда спит 3 часа в первый дневной сон и потом 1-2 часа во второй дневной сон). И я задалась вопросом, как же нам регламентировать ситуацию со сном? Стала искать методики в интернете, и больше всего мне понравились идеи, описанные в книге Elizabeth Pantley The No-cry Sleep Solution: Gentle Ways to Help Your Baby Sleep Through the Night (Элизабет Пэнтли, "Как уложить ребёнка спать без слёз: мягкие способы помочь Вашему ребёнку спать всю ночь"). Итак, как же уложить ребёнка спать без слёз?
Во-первых, автор книги предлагает понаблюдать за ребёнком в течение дня и записать, когда, где и сколько он спит. Во-вторых, необходимо обратить особое внимание на то, чем занимается ребёнок в последние 2 часа перед сном. И, наконец, в-третьих, следует записать время всех ночных пробуждений, а также то, как просыпается ребёнок (плачет, двигается или пыхтит). Затем нужно проанализировать все данные и приступить к применению методов Элизабет. Она разделяет все методы на 2 категории: для детей от рождения и до 4 месяцев и от 4 месяцев до 2 лет. Поскольку в данный момент меня интересует именно вторая категория, то о ней далее и пойдёт речь. Ниже я приведу идеи, которые мне показались наиболее полезными:

  • Чаще кормить ребёнка днём, чтобы сократить количество ночных приёмов пищи.
  • Нужно придумать определённую последовательность действий, которую без труда можно осуществлять ежедневно за час до укладывания спать. Варианты действий: купание, массаж, чтение книг, пение, спокойная музыка, прогулка, укачивание, кормление.
  • Час перед сном должен быть проведён спокойно, без шумных игр, громких разговоров и с приглушённым светом.
  • Необходимо наблюдать за ребёнком. Если ребёнок капризничает и зевает, а вы ещё не выполнили все намеченные пункты вечернего распорядка, то скорее укладывайте его спать.
  • Автор книги ситает, что ребёнка надо укладывать спать рано (около 19-20 часов вечера). Дети спят спокойнее и дольше, если рано засыпают, поэтому навряд ли ребёнок проснётся в 5 утра. Если же ребёнок ложится спать поздно в силу каких-либо обстоятельств, то скорее всего он переутомляется, что негативно сказывается на нервной системе ребёнка.
  • Вероятно, что сразу добиться успеха не получится. Необходимо каждые 2-3 дня сдвигать время укладывания спать на 15-20 минут назад, постепенно приближаясь к желаемому времени.
  • Весьма желательно, чтобы распорядок дня сильно не отличался в течение недели. То есть нежелательно в понедельник встать в 7, во вторник в 9, в среду пообедать в 11, в четверг в 13 часов - всё это ведёт к нарушению биологических часов ребёнка. А чтобы помочь этим часам нормально установиться, нужно придерживаться хотя бы примерно одинакового распорядка дня ежедневно. 
  • Нужно помочь ребёнку найти предмет, с которым ему будет комфортно засыпать без мамы (любимое одеяло, подушка или игрушка).
  • Перед сном всегда говорите своему ребёнку одни и те же слова (например, баю-бай, спокойной ночи или пойте колыбельную). Важно установить ассоциацию между словами и происходящим.
Элизабет Пэнтли советует придерживаться одного и того же распорядка перед сном в течение 10 дней, а потом ещё 10 дней, после чего, скорее всего, ваш ребёнок привыкнет спать спокойно всю ночь.

Мой опыт
Я начала использовать методику Пэнтли буквально несколько дней назад, и к своему удивлению сразу же обнаружила, что Алис стала лучше спать. Пока мне удалось передвинуть время сна на 23 часа, что уже здорово. А главное, она стала кречпе спать и просыпается первый раз поесть только в 7-8 часов утра, что позволяет мне тоже отдохнуть. Однако, я заметила, что любые изменения в распорядке дня нарушают режим и мы снова возвращаемся к позднему засыпанию. Например, в субботу мы поехали в магазин во время дневного сна Алис в надежде, что она поспит в дороге, но вместо обычных двух часов сна она проспала всего пол часа и капризничала весь оставшийся день. Я сделала вывод, что пока в магазины нам лучше не ездить, по крайней мере во время того, как Алис должна спать. Я попробую и дальше контролировать распорядок дня, потом обязательно напишу, что у нас получилось.

Вопрос о том, нужен ли ребёнку режим я оставляю открытым, потому что так и не нашла ни одного аргументированного ответа. Мне будет очень интересно получить отзывы читателей с примерами из своей жизни с детьми.

Anna Loit

Это блог о жизни нашей маленькой семьи, о том прекрасном, что родилось на свет вместе с Алис. Надеюсь, наши заметки смогут порадовать читателей и, возможно, даже снабдить интересной и полезной информацией обо всём, что связано с детьми.

21 комментарий:

  1. Режим нужен и ребенку и маме. А когда ребенок не один, то просто необходим. У нас с малышом еще не установился режим от чего страдают старшие: пару раз опоздали на секции. Спасибо, что поделились опытом, нужно будет попробовать.

    ОтветитьУдалить
  2. Надеюсь, у вас получится наладить режим! У нас уже большое достижение - вчера Алис впервые за свою пятимесячную жизнь заснула в 21 час и проснулась в 9 утра!!! И было всего одно ночное кормление в 4 утра. Ура!

    ОтветитьУдалить
  3. Отличная статья, я зачиталась!
    Однако, у меня всё ещё есть проблема с комментариями :(((

    ОтветитьУдалить
  4. Я тоже считаю, что ребенку нужен режим сна, но только ребенок может и сам его устанавливать! Вот, например, мой сын как раз это делает сам...и как ни странно его режим зависит от времени года) Нам уже почти два годика и все сезоны мы прошли по два раза и вот, что я заметила...зимой, когда темнеет быстро и поздно светлеет мы встаем поздно - часов в 11-11,30, но и ложимся не раньше 23 часов. Когда же начинает светлеть раньше (примерно с февраля) он сам переходит на другое время - подъем у нас часиков в 10, а баиньки укладываемся с 22 до 22,30...и так до тепла. Когда же наступает тепло, то мы становимся ранними пташками и просыпаемся аж около 8 утра, но, как ни странно спать раньше 23 не ложимся) А осенью наш режим сна практически совпадает с весной) Вот так..
    Так что мое мнение таково: ребенок сам помогает маме выбрать наиболее удобное для себя время...конечно же не должно быть такого, что в один день укладывается в 21 час, в другой в час ночи...это неправильно... Но как пишут многие, что ребенок должен рано ложиться...это я думаю сугубо индивидуально)
    А вот когда малыш пойдет в садик, тогда и установится его постоянный режим!

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо за интересный комментарий! Я понаблюдаю за малышкой, может, и она сама себе режим установит. Пока день на день не приходится - то в 21 час заснёт, то в 23 часа, но по крайней мере не позднее, что уже меня очень радует.

    ОтветитьУдалить
  6. Моему ребенку 2 года и 3 месяца и последнюю неделю он в 20:30 говорит мне "Мама, мака(молока), пать(спать)" - это так классно.
    У нашего папы та же история с графиком работы, что и у вашего. Я стараюсь дать им пообщаться утром, например иду на рынок, чтоб мои мужчины остались вдвоем. А вечером папа может покупать ребенка, как только пришел домой, и вы сразу положите малышку спать. Еще на время сна у нас сильно влияют прогулки, если я не ленюсь гулять с ребенком вечером, то он раньше и быстрее засыпает.

    ОтветитьУдалить
  7. Аня, а как вы засыпаете? Я думала, вы на ГВ?

    ОтветитьУдалить
  8. Да, мы на ГВ, засыпаем с грудью, но постоянно в разное время, хотя вот в последнюю неделю стали вставать в 8-9 часов утра, раньше такого не было. А засыпаем то в 21 ч, то в 2 часа ночи. А что, ГВ это предполагает?

    ОтветитьУдалить
  9. У меня доченька уже взрослая- 5 годиков. С самого рождения мы придерживаемся режима сна,начинаю укладывать около 20,30 в 21,00 она уже сладко спит! Желаю и вам быстрого и спокойного засыпания. Эту тему поподробнее я раскрыла у себя на блоге в посте "Спать пора".Заходите почитайте, может пригодится!

    ОтветитьУдалить
  10. Это я, видимо, отреагировала на фразу "Нужно помочь ребёнку найти предмет, с которым ему будет комфортно засыпать без мамы". В этом возрасте дети на ГВ обычно засыпают с грудью, то есть с мамой :) Хотя, конечно, возможны варианты.

    А по поводу режима, я думаю, что режим - это неплохо, но ребенок сам себе его устанавливает. Во всяком случае, мой ребенок абсолютно точно знал, когда ему пора есть, когда спать, и я старалась улавливать его ритмы и потом следовать им же. Какое-то время (обычно в течении нескольких месяцев) он шел спать и днем, и вечером в одно и то же время, иногда с точностью до минуты, потом режим менялся (как правило, в сторону уменьшения кол-ва снов или из-за смены времен года). Какое-то время было неустойчиво, а потом опять налаживалось в соответствии с его ритмами. И так до сих пор.

    ОтветитьУдалить
  11. Оля, спасибо за пожелания, обязательно почитаю Ваш пост!

    Алла, фраза эта написана у меня потому, что этот пост основан на авторской книге, то есть я не всё делаю, как там написано.
    Интересно, что дочка тоже засыпает и днём и вечером в одно и то же время, если ничего не меняется. Но если приходят гости, или мы гуляем дольше обычного, то это неминуемо влечёт за собой изменения в режиме. Надеюсь, скоро всё наладится. У неё сейчас ещё и зубы лезут, может, в этом всё дело. 2 уже вылезли и видимо, беспокоят.

    ОтветитьУдалить
  12. Анна, режим должен быть обязательно, это важно. Я тоже считаю, что не нужно устанавливать строгий "Свой" режим. ПРосто наблюдайте за ребенком, ваша дочь сама выберет себе свой режим, который нужен ее организму. Ваша задача, быть внимательной и следовать ее потребностям. И исходя из этого, планировать свой день. Например, мы гостей приглашали и до сих пор приглашаем в то время как дочурка бодрствует, и т.д.
    Удачи вам!

    ОтветитьУдалить
  13. Ага, вот я тоже заметила, что режим, установленный ими самими, дети соблюдают очень четко. Но если что-то в течение дня нарушается, им тяжело к нему вернуться.

    Уверена, что все наладится, хотя также предполагаю, что еще много раз все поменяется :). И зубки, и этапы роста, и дневные переживания - все на сон влияет. У кого-то в большей степени, у кого-то в меньшей.

    Буду с удовольствием следить за вашими успехами, блог замечательный.

    ОтветитьУдалить
  14. Ирина, спасибо за комментарий и совет! Буду вести наблюдение!

    ОтветитьУдалить
  15. Алла, спасибо!
    Мы к вам в блог тоже любим заглядывать, узнаём много полезного.

    ОтветитьУдалить
  16. Режим нужен, однозначно, и не только детям, но и взрослым. У моих детей есть режим, единственное, дочка ложиться спать поздно, но раньше ну никак не получается ее спать уложить, только в редких случаях. А вот сын ходит школу, тут режим хочешь-не хочешь да сам как -то создается. Спать, подьем , еда в одно время.

    ОтветитьУдалить
  17. Инна, значит, я на правильном пути! Должен же и у нас установиться режим ;)

    ОтветитьУдалить
  18. Я - за режим, но не установленный мамой по своему усмотрению, а естественный. Вот у меня сын спал уже в 8-9 вечера, просыпался рано. Пробовала положить позже, он засыпал чуть ли не в ванной в свои положенные 8-9 вечера. Дочка же раньше 10 уснуть не может, как бы я не смещала график и не делала. Зато и спит до 9 утра, с сыном такого счастья не было. То есть режим должен как-то подстраиваться и под индивидуальные особенности ребенка. Хотя, когда начнется садик, дочке будет не ахти...

    ОтветитьУдалить
  19. Хорошо бы, чтоб естественный режим сам собой устроился, потому что наш "естественный режим" представляет собой полный хаос. Хотя, если ничего особенно за день не происходит, то укладываемся примерно в 23 теперь.

    ОтветитьУдалить
  20. Просто нужно этот "естественный режим" немного корректировать и делать изо дня в день повторяющимся...

    ОтветитьУдалить
  21. Нам хорошо помогали ритуалы перед сном, колыбельные! Да и мы еще делали динасическую гимнатику по несколько раз в день, плавали, ныряли, так что со сном у нас вообще проблем не было )))) И еще, я никогда не настраивалась на садик, настраиваться нужно на ребенка! :-)))

    ОтветитьУдалить

Instagram

СВЕЖИЕ ФОТОГРАФИИ ИЗ НАШЕГО INSTAGRAM